16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Фоторепортаж 120-летней давности
19.10.2018 16:26
  • 26
  • 2

Категории:

Фоторепортаж 120-летней давности

Владимир Иохельсон (слева) во время раскопок древнекорякского жилища.

Или как террористы-народники стали этнографами с мировым именем

Царское правительство сослало революционеров на Колыму. Они выучили несколько языков, стали своими для коренных жителей края и оставили после себя уникальные фотографии.

Владимир Иохельсон с супругой сплавляется по р. Коркодон.
Сушка рыбы.

Бремя белого человека

Мощный научный и культурный прорыв, который европейские страны совершили в XVII — XVIII веках, надолго привил западноевропейцам чувство превосходства над другими народами и культурами. Крайние формы это чувство приняло в колониальную эпоху, когда стало основой идеологии, позволявшей «цивилизованным» нациям господствовать над «полудьяволами-полудетьми», как писал Киплинг в своем стихотворении «Бремя белого человека». Только к концу XIX века ученым стало очевидно, что культуры, которые определялись как дикие и варварские, на самом деле не такие примитивные, как было принято считать, а их техническая отсталость имеет свои объяснения либо в условиях, в которых эти культуры развивались, либо в ценностных установках самих народов-носителей. Естественно, это подстегнуло интерес к изучению тех этносов, которые не испытали влияния европейской или восточных цивилизаций, а сохранили самобытность.

Одной из удачных попыток комплексного изучения таких коренных народов стала Северо-Тихоокеанская Джесупова экспедиция Американского музея естественной истории. Ее вдохновителем выступил основатель американской антропологии Франц Боас, а профинансировал крупный бизнесмен Моррис Джесуп, в честь которого она и получила свое название. Целью экспедиции было сравнительное изучение культур по обоим берегам северной части Тихого океана (в том числе на русском Дальнем Востоке), чтобы дать ответ на вопрос, были ли первыми поселенцами на американском материке первобытные охотники из Сибири.

Ученые не от хорошей жизни

Для работы с русской стороны Тихого океана организаторы экспедиции привлекли двух ученых, которые стали этнографами не по своей воле, — Владимира Иохельсона и Владимира Богораза. Сегодня имя Владимира Богораза носит Чукотская окружная библиотека, ему посвящаются ежегодные Богоразовские научные чтения в Магадане, а вот про Владимира Иохельсона мало кто знает, кроме историков. Хотя в начале их жизненного пути судьбы обоих исследователей складывались на удивление похоже. Оба они родились в зажиточных еврейских семьях — родителями Богораза были раввин и купеческая дочь, Иохельсон родился в купеческой семье, но родители хотели видеть его священнослужителем и отдали в иудейское религиозное училище. Однако деловой и богословской карьере молодые люди предпочли участие в революционном движении. Богораз и Иохельсон, тогда еще не знакомые друг с другом, примкнули к революционным кругам, близким к народовольцам. Организация «Народная воля» отличалась крайним радикализмом и ставкой на индивидуальный террор. Ее члены готовили покушения на высших государственных чиновников и самого царя. Ни Богораз, ни Иохельсон никого не убивали, но известно, что Иохельсон, лично знакомый с Энгельсом и Лавровым, причастен к изготовлению взрывчатки и поддельных паспортов для своих единомышленников, а также к подготовке покушения на шефа жандармов Николая Мезенцева. Богораз сам в подготовке терактов не был замечен, но известен как активный агитатор и распространитель народнической литературы. В конце концов участие в революционном движении кончилось тем, что в 1886 году Иохельсон, а в 1889-м Богораз были приговорены к десятилетней ссылке в Среднеколымск.

Здесь бывшие революционеры знакомятся с бытом коренных жителей Северо-Востока, начинают изучать их языки, культуру и становятся профессиональными учеными. Особенно преуспел в науке Владимир Иохельсон — он исследовал язык, культуру, фольклор юкагиров и получил официальное признание своих заслуг от Императорского русского географического общества. Кроме того, он описал культуру и быт русских старожилов Индигирки и Колымы. Владимир Богораз изучал язык, культуру, мифологию и общественное устройство чукчей. С русской стороны именно эти ученые принимали участие в Джесуповой экспедиции. Причем разрешение для участия, учитывая их революционное прошлое, пришлось испрашивать у самого Николая II.

Не только исследователи, но и фотокоры

Можно долго рассказывать о научном значении работ Богораза и Иохельсона, но для читателя интереснее будут фотоматериалы Северо-Тихоокеанской Джесуповой экспедиции.

Разумеется, ни Богораз, ни Иохельсон не мыслили себя фотокорреспондентами, но, так как этнографов снабдили самой современной на ту пору фотоаппаратурой, мы можем увидеть, как жили люди 120 лет назад на территории современной Магаданской области, Чукотки, северо-востока Якутии и севера Камчатки. На старых фото ученых обычные будни простых людей: охота, рыбалка, лыжные переходы, сплавы по рекам, поездки на оленях и собаках, сбор ягод, игры детей, танцы, праздники, обряды и соревнования. Лица людей, которые жили в то время на нашей земле, веселые и грустные, каждый со своей жизненной историей и судьбой. В объектив участников Джесуповой экспедиции попали не только коренные жители края: коряки, эвены, юкагиры, чукчи, эскимосы, но и жившие здесь русские: казаки, священники, чиновники, ссыльные. Большинство снимков очень хорошие по качеству, если не принимать во внимание, что фотографии черно-белые, можно подумать, что они сделаны в наше время. Современным пользователям «Инстаграма», привыкшим к возможности мгновенного фото при помощи смартфона или цифровой фотокамеры, трудно предположить, что представляла собой фотография в конце XIX века. Даже те из нас, кто еще помнит, что такое проявитель и закрепитель, слабо осознают трудности, с которыми пришлось столкнуться Богоразу и Иохельсону, чтобы овладеть фототехникой. Фотоаппараты были массивными устройствами, которые устанавливали на громоздкие штативы. Попробуй потаскай такой по тайге и тундре! Из-за несовершенства тогдашних объективов и слабой светочувствительности эмульсии съемка требовала продолжительной выдержки и хорошего освещения. Например, один из участников экспедиции Герард Фоук, который работал в низовьях Амура, так и не смог сделать ни одного качественного снимка. И главное — фотография была недешевым удовольствием, далеко не каждый человек из простого народа мог позволить себе сделать семейное фото даже в больших городах России, не говоря уже о жителях ее малонаселенной окраины. Редакции петербургских и московских газет также не спешили отправлять своих фотокоров на Крайний Северо-Восток. Поэтому само по себе появление человека с фотоаппаратом в наших местах того времени можно назвать большой удачей.


ПОСЛЕ ЭКСПЕДИЦИЙ

Владимир Богораз продолжил участие в революционном движении, а после прихода к власти большевиков основал в Ленинграде Институт народов Севера и Музей истории религии (в здании Казанского собора). Он же был инициатором создания Комитета содействия народам северных окраин (Комитет Севера) в 1924 году.

Владимир Иохельсон не смог найти применения своим знаниям и способностям в советской России и был вынужден выехать за рубеж. Он умер в Нью-Йорке в 1937 году в возрасте 82 лет. Если за рубежом Иохельсон имел репутацию видного ученого, в СССР его имя было забыто почти на 100 лет.


СПОДВИЖНИЦЫ

Исследователям пришлось столкнуться с немалыми трудностями — пешие переходы через хребты и перевалы, сплавы по опасным рекам. Отряд Иохельсона во время семинедельного похода из Гижиги в Верхнеколымск не раз голодал. Богораз попал на Чукотку в разгар эпидемии кори, которая унесла жизни около трети жителей полуострова. Тем не менее обоих ученых в их поездках сопровождали жены Дина Бродская и Софья Богораз. Они занимались сбором этнографических коллекций, а Дина Бродская даже стала автором многих фотоснимков.

По итогам экспедиций были собраны обширные этнографические коллекции и подготовлено несколько научных исследований, которые остаются классикой этнографии Северо-Востока. Перу Богораза принадлежат книги «Чукчи» и «Эскимосы Сибири». Иохельсон издал две научные работы: «Коряки» и «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы». Однако по условиям контракта все собранные материалы Джесуповой экспедиции остались собственностью Американского музея естественной истории. Почти 100 лет к ним не проявляли интереса, они пролежали в Нью-Йорке в запасниках. Сейчас большинство их описано и оцифровано.

Автор: Саркис ТАРУТИН.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

19.10.2018 - 17.11.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх