16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Ольга Седлецкая: «Я все сыграла, у меня счастливая судьба!»
12.10.2018 19:58
  • 52
  • 2

Категории:

Ольга Седлецкая: «Я все сыграла, у меня счастливая судьба!»

Любимица публики нескольких поколений.

Редкий пример служения театру — актриса 54 года на одной сцене

В эти дни принимает поздравления со знаменательной датой актриса Божьей милостью Ольга Седлецкая, вчера у нее был день рождения. Каждый магаданец согласится: нашу сцену представить без Ольги Яковлевны невозможно. Она царит на ней больше полувека — подобных примеров в современном театре всей России единицы! Ольга Седлецкая — гордость Магадана и Колымы, любимица публики нескольких поколений.

Дуэт семейный и творческий - Лев Туз и Ольга Седлецкая.
Сцена из оперетты «Перикола» Жака Оффенбаха, в центре Ольга Седлецкая.

Первая встреча, первый спектакль

- Неожиданно как-то годы пролетели: приехала в Магадан, кажется, совсем недавно, а уже 54 года на одной сцене, — говорит Ольга Яковлевна. В голосе ее при этом чувствуется веселое отсутствие понимания. Столько лет служить одному театру и остаться в ее возрасте человеком радостным, лучистым — геройский поступок.

Публику не обманешь, фальшь, наигрыш не принимаются, подлинное служение вознаграждается искренними аплодисментами и признанием. Сначала она стала заслуженной, а затем народной артисткой России, ее вклад в театральное искусство страны отметили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, званием «Почетный гражданин Магаданской области», высшей театральной премией «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства России.

- Я все сыграла, у меня счастливая судьба! — признается она.

Ольгу Седлецкую пленил актерский состав магаданской труппы еще до приезда в наш город, когда она увидела артистов коллектива в Благовещенске, будучи студенткой ГИТИСа, и поняла, что здесь истинные мастера сцены. Но уже тогда мастера обратили на нее внимание и пригласили вместе с мужем в Магадан. К счастью, им удалось это сделать, хотя не было распределения в закрытый город. А затем помогала Анна Грибкова, директор театра в 60-е годы, она билась за выпускницу ГИТИСа в Министерстве культуры СССР после просмотра дипломного спектакля, в котором были заняты Ольга Яковлевна и ее муж Лев Сергеевич.

- Что меня удивило, когда я сюда приехала, — вспоминает актриса, — увидела телевизионную вышку в огнях, так красиво была она освещена. Сразу подумала, а город-то большой. Поразил меня Магадан! Это был сентябрь, когда большинство актеров на гастролях и в отпуске. Вскоре меня вызвала Анна Васильевна Грибкова и сказала: «Пора тебе вводиться в спектакль». Это была оперетта «Цирк зажигает огни».

Начинающая артистка волновалась и боялась. Ей казалось, что она ничего не сумеет сделать, ведь в спектакле была масса вокальных и танцевальных номеров. До сих пор с благодарностью вспоминает мастеров сцены, которые помогали:

- Елена и Виктор Розановы, Галина Ветрова, Алевтина Белявская, Аркадий Михайлов, Лидия Веремкович, Владислав Хмелев и другие. Здесь очень дружный коллектив!

Ролей никогда не просила

В окружении опытных актеров талант Седлецкой расцветал. Природа одарила ее невероятно щедро красивым голосом, женственностью, эмоциональностью, темпераментом, что позволило со временем стать лицом театра. Ее актерская судьба на редкость гармонична. Пожалуй, у нее нет ни одной роли, в которой бы она смотрелась не на своем месте в эпизоде или центральном персонаже. Что бы ни предлагали ей режиссеры — даму в возрасте или трудной судьбы, юную красотку, она находила способ существования для воплощения каждой роли. И в ее коллекции женских образов среди разных героинь большая часть оставила впечатление актерского счастья. Ольга Яковлевна к таким спектаклям причисляет «Фиалку Монмартра», где она играла Нинон, искрометную «Хануму», поставленную режиссером Вячеславом Добровольским, в которой блистала в главной роли в дуэте с народным артистом Владимиром Барляевым. Зрители до сих пор хранят в сердцах образы Мариэтты в «Баядере», лихой донской казачки Марфы в «Бабьем бунте», Пенелопы в одноименной оперетте, Мирабеллы в «Цыганском бароне», молодой Анжелики и тети Дины в «Севастопольском вальсе».

- Все, что мне предлагали, сыграла. Никогда не просила ролей, — добавляет моя героиня.

Актерское долголетие Ольге Яковлевне еще на заре ее карьеры напророчили знаменитый режиссер Иосиф Михайлович Туманов (народный артист СССР, в прошлом главный режиссер московской оперетты и Большого театра. — Прим. авт.) и неподражаемая исполнительница романсов Мария Петровна Максакова. Туманов сказал ей, что актрисы, мечтающие играть Сильву и Марицу, быстро уйдут со сцены потому, что такие роли не сулят долгого пребывания в театре — молодость уходит с годами, и нужны герои самых разных возрастов! Ей со студенческих лет удавались героини каскадные, характерные. Так что слова Туманова о том, что она будет жить в театре долго, сбылись.

От ГИТИСа до яранги

Не подумайте, что в жизни известной артистки все складывалось легко и счастливо, что ее жизнь была усыпана букетами роз. Ольга Яковлевна вела огромную общественную работу, руководила отделением СТД, избиралась депутатом горсовета, где возглавляла комиссию по культуре, курировала деятельность домов культуры и клубов, шефствовала над коллективами художественной самодеятельности, а их было за сотню, сколько ездила по районам области и Чукотки! Играла в оленеводческих бригадах, где не было сцены — на снегу. Все только ради зрителя, все только ради него!

- Когда приехали на Чукотку показать пастухам «Бабий бунт», они смотрели спектакль как сказку, ведь им неведомы быт и жизнь казаков, — вспоминает Ольга Седлецкая давние гастроли. — Интересна была их реакция на происходящее. Но оценивали очень доброжелательно. Потом предложили пройти в ярангу, постелили шкуры.

Портреты памяти

Ольгу Яковлевну печалит уход коллег славного старшего поколения. Потрясла смерть Иосифа Кобзона. Совсем недавно она поделилась со мной воспоминаниями о том, с каким удовольствием вместе с сокурсниками — студентами ГИТИСа — слушали ночь напролет до утра концерт студентов Гнесинки, которые однажды пожаловали к ним. Пение Кобзона тогда пленило всех, кто собрался в одной из аудиторий ГИТИСа...

Тепло говорит Ольга Яковлевна и о своем педагоге, неподражаемой Марии Петровне Максаковой. Задайтесь вопросом, кто когда-нибудь видел, чтобы в квартире на видном месте красовался портрет педагога, а не лежал в альбоме среди других снимков? В доме Седлецкой портрет Марии Максаковой в достойной раме на почетном месте. Увидев его, незнающие принимают за увеличенную фотографию дорогой сердцу родственницы, а узнав, чье это изображение, удивляются.

Повторюсь, ей трудно принимать уход выдающихся деятелей культуры. Но Ольга Яковлевна не позволяет себе брюзжать на то, что им нет достойной смены, она лишь мудро замечает: изменилось время, оно не хуже прежнего, оно иное. Но грустит, что пока нет равных великим.

Сама она настоящей удачей в творческой биографии считает старую одинокую женщину из спектакля «Как бы нам пришить старушку», когда-то она выбрала ее для бенефиса. Режиссером постановки был Юлий Гриншпун. Зрители со стажем говорят, что эта роль — вершина творческой деятельности. Полностью раскрылся драматический дар актрисы и опыт, а невероятная доброта, самопожертвование, глубокое понимание жизни, прощение человеческих слабостей были столь достоверны, что зал плакал.

Дорогая Ольга Яковлевна, «МП» желает вам крепкого здоровья, счастья и мечтает очень долго видеть вас на магаданской сцене!

Автор: Марина ПРАСКОВА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх