16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Сергей Носов: «Дорогу осилит идущий»
24.08.2018 20:54
  • 92
  • 2

Категории:

Сергей Носов: «Дорогу осилит идущий»

Впервые после трехмесячной работы на территории глава региона Сергей Носов дает развернутое интервью. Старейшая региональная газета спросила самого упоминаемого на сегодня человека в Магаданской области о том, каким ему видится состояние экономики региона, как заставить работать тех, кто не хочет, и как изменить к лучшему жизнь на Колыме.

«С людьми нужно уметь говорить на их языке, их надо понимать и, как ни странно, я извиняюсь за слово, людей надо любить».
«Основная проблема цветной металлургии - недоизученность запасов».

Диагноз опытного доктора

- Три месяца на новом месте, и столько событий для тихой в политическом отношении Магаданской области — что для вас за это время стало главными сюрпризами со знаками плюс и минус?

- Со знаком минус — ситуация в здравоохранении. Я просто не мог представить, что такое возможно. Ситуация с задолженностью бюджета — минус тоже, и огромный. Проблема организации теплоснабжения региона, авиаперелетов — туда же.

Есть два больших плюса — надо еще, наверное, третий найти, — на которые нужно опираться. Первый — колоссальный запрос на улучшение от жителей региона. Второй — потенциал, который есть в Магаданской области, он еще не раскрыт, но он значительный.

Третий — Магаданская область — необычайно красивый регион.

- Я бы сравнила вас с врачом, который взялся за чужого сложного пациента, предварительно изучив пухлую медкарту, может быть, по диагонали. Какой ставите диагноз региону и изобретено ли лекарство для его оздоровления?

- Хорошее у вас сравнение. (Смеется.) Может быть, кто-то обидится. Мы находимся в реанимации на аппарате искусственного дыхания, если говорить по-врачебному.

Рекомендации по оздоровлению? Вывести пациента из коматозного состояния и шаг за шагом восстанавливать его здоровье: учиться заново ходить, дышать, смотреть, а затем уже наслаждаться жизнью — как прекрасен этот мир, посмотри.

По своему опыту скажу: не факт, что может быть стопроцентное выздоровление, ну, года три на все про все, и станет значительно легче.

Утверждать, что вот я щелкну пальцами, как на встрече с врачами в Тенькинском округе говорил, и все получится — не могу. Только труд и терпение.

- В чем, как вам кажется, успех вашего мэрства в Нижнем Тагиле, раз люди целую акцию развернули под названием «Носов, не уходи!» и написали стихи, там в конце такая фраза: «Тагил не рулит без тебя»? Не только же в амбициозности, харизме и умении говорить с людьми на их языке?

- С людьми нужно уметь говорить на их языке, их надо понимать и, как ни странно, я извиняюсь за слово, людей надо любить, с какими бы они ни были сложностями, странностями, недостатками — это наш народ, его надо любить несмотря ни на что. Если не будет этого отношения и понимания ответственности за то, за что ты взялся, — успеха не будет, ведь тебя никто не заставлял в это ввязываться.

Люди оценивают усилия, а не результат, сколько набережных, ФОК ты построил. Это, конечно, тоже важно. Но если ты пахал, и люди это видели, они это оценят, и оценка выражается в рейтингах, словах, отзывах. Честно или нечестно, сачковал или не сачковал.

- Но иногда ваши выражения заставляют краснеть не только кисейных барышень. Как вы считаете, такой стиль общения, а некоторые уже цитатник составляют, в том числе и я, помогает или мешает добиться понимания и заставить подчиненных работать?

- Моими наставниками были серьезные люди, которые своими высказываниями подчеркивали остроту момента, но, если была необходимость, снимали напряжение. Поэтому стиль жесткий, но можно пошутить, сказать яркое словцо, которое потом будут цитировать. Пользуюсь, но стараюсь не повторяться.

Магаданская команда — между первым и вторым

- Как вы, если уж заговорили чуть выше о подчиненных, оцениваете существующую команду?

- Команда формируется сама по делам. Командный дух — это хорошие слова. Но если формировать ее по учебникам, четко выполняя рекомендации, — ну не получается по инструкции. Команда формируется по ходу работы и проверяется временем. Один в поле не воин, сделать может многое, но не воин.

Руководитель не добежит везде сам, но когда есть необходимость, должен выделить узкое место и бить в одну точку, пока не добьется результата и не сформирует зону успеха или неуспеха. И люди или встраиваются, или просто уходят.

Вы затронули тему, я сформулировал кое-какие выводы из опыта, которому лет 30, не меньше. Когда существует сложная, запущенная ситуация (еще в Советском Союзе мне повезло это увидеть на примерах работы в металлургии, как работал мой отец, например), когда что-то нужно поднимать практически с нуля, с чего начинается?

Если кто-то не выполнял работу должным образом годами, а тут приходит кто-то и требует работать, человек думает: «Фиг с ним, отвяжется». Но проходит время, а с него все-таки продолжают требовать, не отстают и еще воздают по заслугам, следующая стадия — работник начинает врать, что что-то сделал.

Третья стадия — медленно шевелится, не добиваясь особых результатов. А когда его продолжают воспитывать, он приходит к выводу, что нужно работать, хоть из-под палки.

И вот, получается, отстроена система, уже имеется опыт, приходит и удовлетворение за результат. Если хотите, это закон антикризисного управления. Человеческий фактор — больше половины успеха в тех вопросах, которыми мы занимаемся.

- В Магаданской области уже начали шевелиться?

- Вы имеете в виду, на какой мы стадии? Где-то между первой и второй. (Смеется.) Но дальше пойдет быстрее.

- И все-таки, кого в случае победы на выборах планируете менять на своих людей? И что это за люди, «ваши»?

- Желающих ехать не так много. С одной стороны, российский менталитет — сад, огород, родственники, друзья, погреб, полный разносолов, «Мы тут квартиру получали, долго отделывали… А там что?». И, к сожалению, это наша российская проблема — немобильные трудовые ресурсы, которые сдерживают неустроенность, отсутствие адекватных условий. Поэтому поживем — увидим.

Избыток энергии, недостаток асфальта

- Почему так много о команде — впереди большие дела, как мы понимаем, оценивая в первом приближении вашу работу. А какие это будут дела?

- Главное дело — указ президента за № 204. Я руковожу рабочей группой по подготовке к Госсовету, мы верстаем доклад президенту. Дальний Восток, как сказал в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин, — это приоритет России XXI века. Мы видим, что это начинает воплощаться, в том числе в работе над указом.

Работа большая, требующая серьезных усилий и изменения подходов к организации всех процессов, такого не было ни на Дальнем Востоке в целом, ни в Магаданской области в частности. Она потребует на порядок выше организации выполнения работ на местах, управления на уровне региона. Работа колоссальная, и мы, наверное, до конца ее еще себе не представляем. Все мероприятия и проекты, которые уже на слуху, пойдут в рамках этого указа. Эти объекты уже известны, сколько еще их будет, скоро узнаем.

- Вообще, черная и цветная металлургия для Колымы — это возможно? Или просто красивая перспектива больше из идеального, чем из реального настоящего?

- Ничего невозможного нет. И перспективы бывают разные по срокам. Цветная сейчас ближе. Недоизученность запасов — вот основная проблема. Мы ориентированы на золото, как актер одной роли — это проклятье, потому что человек мучается всю жизнь, не реализовав себя. Ресурсы, по словам специалистов, колоссальные, но они недоразведаны. Конъюнктура рынка на цветные металлы лучше, чем на черные на сегодняшний день.

В целом металлургический завод на Дальнем Востоке нужен — может быть, на основе «Амурстали» или как отдельное предприятие. Потребность рынка элементарно в листовом прокате — судостроительном листе для строящихся верфей. Нам нужны трубы, чтобы менять ситуацию в тепло- и водоснабжении. Возить через всю страну глупо, никто так не делает, не может быть с таким подходом экономика конкурентоспособной.

Запасов железной руды у нас очень много. Колыма могла бы если не осуществлять металлопрокат, то быть поставщиком и экспортером железной руды на внутренний и внешний рынки, есть хорошие железорудные месторождения, это стратегические запасы государства. Но даже специалисты сегодня, к моему удивлению, немного знают об этом.

Нам невыгодно, чтоб запасы так и оставались запасами. Именно избыточные энергоресурсы могут подтолкнуть это колесо в нужном направлении.

- А асфальт до Якутии? Об этом, конечно, смешно говорить при существующей стоимости километра дороги, но транспортная недоступность — это то, о чем вы повторяете постоянно. Покажете яму, возле которой сфотографировались на трассе, федеральному министру, как планировали?

- Есть и посерьезнее ямы. Есть дороги федеральные и региональные. А вернее, и тех и других нет. Раньше это называлось направлениями. Лет 45 назад я видел такие федеральные трассы и даже испытывал на себе.

А сегодня мы имеем сельские грунтовые дороги центра России в качестве нашей федералки, что априори сдерживает, и очень серьезно, развитие Колымы. Дорогу не просто нужно грейдировать вовремя, она должна быть в асфальте и соответствовать нормативам.

От слов нужно к делу переходить — не обходиться мелким ремонтом, а создать проект строительства. Гладить — это не работа с дорогами. Нам как региону необходима трасса, это стратегический вопрос. Почему, например, мы проектируем дорогу на Чукотку, хоть по тому направлению нет у нас ни одного населенного пункта?

А на «скорой помощи» до Магадана везем людей по ухабам (это же каким здоровьем должен обладать больной, чтобы вынести эту дорогу, — у нас очень жизнестойкие пациенты) — и с этим безобразием надо заканчивать. А для начала нужно сказать себе честно: дорог нет. И мы по километру шаг за шагом будет их делать. Давайте с пылью покончим в населенных пунктах, это мы в состоянии сделать уже на следующий год.

Может быть, нового «Мавиала» не будет, но о подобном думаем

- Вы постоянно ездите в командировки по трассе. Какое впечатление?

- Очень много вопросов по переселению людей из районов Крайнего Севера. Нужен, считаю, соответствующий закон Магаданской области. Люди с пропиской в отдаленных поселках, которые уже даже закрыты и там один фундамент от домов остался, не выписываются, чтобы не терять право на жилищный сертификат.

Люди работают и живут в Магадане, но прописки в областном центре не имеют, а мы привязаны к прописке, как ни крути. Жители в этом не виноваты, но власть на месте должна решить, что делать в этой непростой ситуации, которая сопряжена с принятием ряда законов еще 20-летней давности.

То, что нужно людям предложить — сохранить прописку, чтобы не потерять право на сертификат, но улучшить жилищные условия, в которых они его ожидают. Это позволит нам сократить издержки, а деньги мы тратим зачастую неэффективно — мы сможем решить сразу две проблемы, нисколько не покушаясь на их права по 125-му федеральному закону.

- Ну и, конечно, авиация. Помню, вы сказали, что ваш час стоит очень дорого и добираться, например, до Камчатки двое суток — это весьма нецелесообразно, хоть и позволяет вам разобраться с бумагами. Наш спаситель сейчас, если брать популярное московское направление, — «Аэрофлот» с его плоскими тарифами, а если вдруг перевозчик поменяет политику, это будет катастрофа. Многие магаданцы со слезами вспоминают «Мавиал» — развалившееся детище, в том числе, губернатора Валентина Цветкова. Как думаете, реально ли нам, как, например, Якутии, иметь собственные авиалинии?

- Дорогу осилит идущий. Мы говорим сейчас о региональной и даже межрегиональной авиации — направили предложения об этом в Москву, чтобы наши самолеты летали не только в райцентры, но и в близлежащие населенные пункты Якутии, Чукотки и другие. Сейчас вопрос отрабатывает Минтранс. Думаю, решение будет положительным и поспеет оно до сентябрьского ВЭФ.

Мы продвигаемся по привлечению партнеров для модернизации и развития аэропорта Магадан — надо разлетаться, как я уже говорил. Во многом это зависит от структур, которые работают в аэропорту. Привлечение инвесторов — политика государства, до этого не реализованная в регионе, надеюсь, в этом году получим положительный результат. В совокупности шаг за шагом это все и может привести к созданию компании, может быть, не принадлежащей Магаданской области, но которая будет привязана к нашему региону.

- Со скандалом и треском разрушенный памятник Цветкову — аффинажка. Вы говорили, что ее нужно возрождать, чтобы поставлять не сырье, а готовый продукт, хоть «золотишники» больше не верят в колымский аффинаж. Это действительно реально?

- Я встречался в Москве с компанией, которая выкупила оборудование аффинажки, проходящей сейчас процедуры банкротства. Мы поддержим, если компания захочет зайти в регион.

Как бежать стометровку

- Еще вы очень журили в последнее время строителей и дорожников за плохое качество исполнения работ и нарекания от жителей, «Магаданстальизделия» даже могут попасть в пул недобросовестных подрядчиков по концу этого года. У вас уже был опыт работы с компанией «УралСтройМонтаж», например, получавшей крупные муниципальные контракты и, как пишут некоторые издания, неоднократно срывавшей сроки, но тем не менее работавшей и дальше. Мы же знаем, что пул подрядчиков на Колыме в отличие от того же Урала очень невелик, а сделает ли фирма-варяг лучше — это вопрос, был у нас в регионе негативный опыт. Может быть, дать местным строителям второй шанс?

- Одно дело отремонтировать школу за полгода, а другое — елозить с этим проектом из месяца в месяц. Если я поставил самые жесткие сроки, это нужно принимать во внимание. Точно не помню мировой рекорд стометровки, но если ставлю задачу пробежать ее за 8 секунд, а человек пробегает за 9, я сержусь, но понимаю, что это близко к рекорду.

Если школу на 1200 мест стоимостью в миллиард рублей строить начали в марте этого года, а распахнуть двери она должна в сентябре следующего, ну даже в октябре — это хорошо. Но когда мы имеем полностью оплаченный заказ и нежелание исправлять свои ошибки — у меня появляется много вопросов к этой конторе.

А очистные? Вы зачем деньги брали? Это принципиально недопустимые вещи. Люди потратили государственные деньги за работу, которую не сделали. И это с рук не должно сойти ни тому, кто акты подписывал, ни тому, кто это делал или не делал.

- В 2012 году, вы сами часто это повторяете, вы победили на выборах, набрав 92 % голосов, в 2017-м — 90,7 % — это вотум колоссального доверия простых людей. Какие делаете прогнозы на эти выборы? И если не получите ожидаемый процент голосов от колымчан, как это расцените?

- Не строю прогнозов, как и в 12-м и 17-м годах, — это дело неблагодарное. Высокий процент доверия помогает и мешает. Это ожидания и надежды, которые зашкаливают, а я говорил вначале: запрос на изменения у колымчан большой — хотим все и сейчас. Это сложно выполнить.

Я иногда повторяю: «Я не Гарри Поттер, и волшебной палочки у меня нет». Но и умение повести за собой, и успех получаются, когда команда — это все жители Магаданской области. Вот это реальная команда.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Родился 17 февраля 1961 г. в городе Магнитогорске Челябинской области. Потомственный металлург.

В 1983 г. с отличием окончил Магнитогорский горно-металлургический институт имени своего деда, Г. И. Носова, по специальности «Металлургия черных металлов».

В 1994 г. окончил Академию народного хозяйства Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.

Член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1983 — 1998 гг.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК): подручный сталевара, производственный мастер, заместитель начальника цеха, начальник кислородно-конвертерного цеха, заместитель генерального директора ММК, член совета директоров ММК.

1999 — 2002 гг.

Генеральный директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат».

2002 — 2005 гг.

Управляющий директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», управляющий директор Западно-Сибирского металлургического комбината (г. Новокузнецк), старший вице-президент — руководитель Дирекции промышленной площадки НТМК, вице-президент по технической политике ООО «ЕвразХолдинг».

В 2000 и 2004 гг. избирался депутатом палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области от Нижнего Тагила.

2006 — 2012 гг.

Занимал руководящие должности в ФГУП «Рособоронсервис», ЗАО «РусСпецСталь» и др.

2012 — 2018 гг.

Глава города Нижний Тагил.

БЛИЦВОПРОСЫ

Любимая книга — все писателя Джека Лондона. Так совпало — Аляска, Джек Лондон, Колыма — в этом мире что-то есть!

Любимое изречение — Чкалов сказал: «Если быть, то быть первым».

Самое главное в человеке — порядочность.

Я не люблю в себе — (смеется, задумывается) когда злюсь, если что-то не получается, прежде всего на себя.

Я никогда не смогу — (долго думает) Родину продать.

Если я стану губернатором, в первую очередь я — приду в рабочий кабинет и начну работать. И еще на ВЭФ полечу.

Автор: Татьяна ХРИПУН.
Фото Александра КРЫЛОВА и Владимира ГОРЛОВА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх