16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Легенда из 1940-х
15.09.2017 19:10
  • 72
  • 2

Категории:

Легенда из 1940-х

Здание аэропорта п. Сеймчан.

Есть в России поистине уникальный аэродром, единственный в своем роде. Эта воздушная гавань сохранилась в первоначальном виде. Она и сегодня предстает перед немногочисленными пассажирами такой, какой и была построена в тяжелое время, в самом начале Великой Отечественной. Через этот аэропорт перегоняли в годы войны самолеты по программе ленд-лиза из США, начиная от г. Грейт-Фолс в штате Монтана до г. Ном на Аляске, затем через Берингов пролив, Чукотку, Колыму и Сибирь на фронт. И находится последний действующий аэропорт трассы Алсиб в Магаданской области, в п. Сеймчан.
Памятник погибшим летчикам 3-го авиаперегоночного полка, установленный в 1983 г. в сквере аэропорта п. Сеймчан.
Вице-президент США Генри Уоллес с воздушными асами полковниками - советским Ильей Павловичем Мазуруком и американским Ричардом Т. Кайтом.

Возрожденный из небытия

Автору этих строк довелось видеть его в 2000-х годах, когда он стоял полузаброшенным. Переведенный в разряд аэропортов третьего класса, на котором базировались лишь самолеты лесоохраны, а регулярные пассажирские рейсы были прекращены,  он почти доживал свои последние дни. Не раз историческое здание сеймчанского аэропорта пытались разобрать по бревнам или даже сжечь, но жители поселка отстояли его. А ведь это не только важная веха на пути героических летчиков 1-й перегоночной дивизии, состоявшей из пяти авиаполков, но и активно действовавший до 1992 г. пассажирский аэропорт, работавший тогда в круглосуточном режиме. Через него проходили рейсы в Якутию и на Чукотку. Впрочем, и по всей области летали самолеты малой авиации.
Нынешним летом мне вместе с товарищами по экспедиции Андреем Петриным и Равшаном Дадоходжаевым довелось вновь посетить историческое здание аэропорта, которое планируется превратить в музей колымской авиации. Попав внутрь, мы были  впечатлены картой маршрутов местных авиалиний. Из Сеймчана выполнялись рейсы в оба магаданских аэропорта, Сокол и на 13-м км, а также в населенные пункты, где были посадочные площадки, пригодные для вертолетов и Ан-2, — Глухариный, Ороек, Рассоха, Кегали, Лабазная, Верхнее Пенжино, Центральная Гарманда, Кедон, Балыгычан, Коркодон, Чайбуха, Эвенск, Таватум, Тополовка, Стекольный, Меренга, Галимый, Омсукчан, Тахтоямск, Ямск,
46-й км, Лунный, Верхний Сеймчан, Усть-Среднекан, Буюнда, Ола, Бурхала, Буксунда, Омолон, Аркагала, Кадыкчан, Нексикан, Берелех, Хевкандя, Дарпир, Кунтэк, Герой, Совнархозный, Еврашкалах, Ягодное, им. Горького, Мылга, Таскан, Пищекомбинат, Дебин, Чиганья, Корабль, Тукаинка, Усть-Омчуг, им. Гастелло, Балаганное, Нелемное, Зырянка, им. Лазо, Пятилетка, Оротукан, Стрелка, Герба, Мякит, Талая, Черное озеро, Атка, 150-й км и другие.  
Я смотрел на карту маршрутов колымской авиации, и сердце сжималось от боли. Ведь доброй половины этих населенных пунктов сейчас просто не существует. Но несмотря на то, что сеймчанский аэропорт бездействовал больше пятнадцати лет, с 2011 г. возобновлены авиаперевозки по маршруту Магадан — Сеймчан. Правда, всего лишь один раз в неделю, по средам, прилетает один самолет и тут же вылетает обратно.

Аэропорт-герой

За время существования секретной авиатрассы Алсиб с 1942 по 1945 год всего доставлено на фронт 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. От авиазавода в Монтане до фронтовых авиационных соединений лежал невероятно тяжелый и опасный путь общей протяженностью около 14000 км. Сложнейшие погодные условия Крайнего Севера, огромные безлюдные пространства, нехватка карт, навигационного оборудования, нередко и горючего, конструктивные недостатки и производственные дефекты, неполная подготовка матчасти к вылету — вот далеко не полный перечень причин гибели экипажей.
Практически вся трасса отмечена могилами наших летчиков, которые не по своей вине или безалаберности, а именно потому что перегон был сопряжен с реальным риском для жизни, погибали, пилотируя американские машины на фронт. Именно поэтому грудь каждого была увешана боевыми орденами.
Шесть лет назад мне довелось возложить цветы на могилы советских авиаторов, которые захоронены на национальном кладбище в военном форте Ричардсон в г. Анкоридже. За этими захоронениями там бережно ухаживают. На советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 летчиков. И это только официальные цифры. Но на самом деле до сих пор в глухой тайге находят разбившиеся самолеты и останки пилотов.   
Кроме военной техники, летчики перегоночной дивизии перевозили и различные грузы: золото в уплату за военные поставки из США, продовольствие, оборудование для госпиталей, почту, инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и многое другое. Перемещались по трассе Алсиб и дипломаты, военные специалисты, советские послы в США М. Литвинов и А. Громыко, американские генералы, а в 1944 г. вице-президент США Генри Уоллес. Всего за три военных года по трассе Алсиб были перевезены 128371 пассажир и 18753 тонны различных грузов. А аэропорт Сеймчан был местом базирования 3-го авиаперегоночного полка, в задачи которого входило доставлять самолеты в Якутск.

Памяти пилотов Алсиба

На территории сеймчанского аэропорта в 1983 г. установлен памятник погибшим летчикам 3-го авиаперегоночного полка. В этом году нашим гидом по Сеймчану стал авиатор на пенсии, бывший техник на вертолете Ми-8 Михаил Авилов. Вместе мы посетили историческое здание аэропорта и мемориал в сквере неподалеку.  
- Трасса же была сверхсекретной, — говорит Михаил Авилов, — о ней никто не знал. И это сказалось на пенсиях погибших летчиков, которые получали их вдовы. Справедливость, конечно, восторжествовала, но скольких это стоило нервов и времени! Мой отец как депутат Хабаровского края, тогда Сеймчан входил в его состав, помог во время войны одному из летчиков, лежавшему в сеймчанской больнице, засвидетельствовав, что пилот на самом деле пострадал не по своей вине. Хирурги у нас в больнице были замечательные и буквально собрали этого летчика по частям. У нас были и московские профессора, работавшие в том числе и в кремлевской больнице. Летчики 3-го авиаперегоночного полка совершали незаметный подвиг, как разведчики, которые погибают, и никто не знает о них.
Михаил Авилов вспомнил, что в детстве видел останки разбившихся самолетов, перегонявшихся с Аляски по ленд-лизу.
- Они лежали прямо на территории поселка, — рассказывает он. — Уровень сознания нас, детей, да и наших преподавателей, к сожалению, был несоответствующий. И мы сдали эти обломки на металлолом. Мы их разрубали, лично я это делал, не зная ценности этих самолетов, вернее, их бесценности. Как сейчас помню, на улице Северной лежал двухмоторный бомбардировщик, мы его разрубили топорами, а куски перекатывали до пункта приема. Этот металл никому не был нужен. И если бы нашелся человек, который нам объяснил бы, что собой представляла эта машина, то она не пропала бы так бездарно, без следа.
А если говорить о погибших пилотах, то в каких условиях они выполняли перегон?! Радиообеспечение было не на должном уровне, суровейшие погодные условия. Если упал в тайге, особенно зимой, считай пропал. Никто не мог человека вызволить — не было тогда вертолетов. А если летчик даже и успевал выпрыгнуть с парашютом, то оказывался в безлюдной местности, в снегу и просто насмерть замерзал.

Еще немного истории

На самом деле поиски площадки для аэродрома в Сеймчанской долине начались еще в 1931 г. вместе с освоением края. В то время в поселке жил лишь один русский, знавший якутский и юкагирский языки. Он и стал проводником у членов экспедиции Билибина и Цареградского, служа переводчиком между геологами и местными жителями. Это был первый учитель района Панкратий Борисов.
Исходив немало болот и лесов в Сеймчанской долине, приезжие провели топографическую съемку местности, взяли пробы грунта. Для будущего аэродрома выбрали три места: площадку к западу от поселка, на сопке за полями совхоза «Среднеканский», вторую — на полях за средней школой и ту, где впоследствии и построили аэропорт.
Первый самолет Ш-2, пилотируемый летчиком П. Карпом, вылетел из Магадана 25 марта 1935 г. За несколько часов он перелетел через Яблоновый хребет и приземлился на р. Колыме в Среднеканском районе. Однако строительство аэродрома требовало больших средств, поэтому в первое время использовали природные площадки или водоемы со спокойной поверхностью. Самолетами, совершавшими полеты в Сеймчан, стали Ю-13, Р-5, У-2. Но их не хватало, чтобы обеспечить регулярные рейсы в Среднеканский район.
В 1939 г. вновь начинаются изыскания пригодных для аэродрома площадок. И опять останавливаются на том месте, где в 1942 г. и появился аэропорт. В тресте «Дальстрой» было принято решение о его строительстве. Работа предстояла нешуточная. Надо было вырубить вековую тайгу, выкорчевать пни, срезать кочки, снять наносной грунт до гальки. Все эти работы осуществляли вручную. И аэродром был введен в строй по намеченному плану. Следующий этап реконструкции аэродрома и превращения его в настоящий аэропорт был выполнен уже во время войны.

Сказку сделать былью?

Когда смотришь на здание сеймчанского аэропорта, невольно поражаешься тому, что оно похоже на сказочный русский терем. А ведь его строили во время войны, да еще и заключенные «Севвостлага». Можно было бы возвести обычный барак, строго функциональный. Но они вложили всю душу в это здание, сделав его красивым, надежным, теплым и долговечным — полвека простояло без капитального ремонта.
Конечно, сегодня оно обветшало и нуждается в серьезной реконструкции. В 2016 г. аэропорт Сеймчана признан объектом культурного наследия и рекомендован к включению в единый государственный реестр объектов архитектуры Магаданской области. Отныне он находится под защитой государства и будет отреставрирован и сохранен для потомков. А внутри оборудуют музей.

Автор: Игорь ДАДАШЕВ.
Автор благодарит Василия Образцова, Виталия Черных, Юрия Екименко и Антона Афанасьева за помощь в подготовке этой публикации.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

15.09.2017 - 14.10.2017

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх