16+

Газета «Магаданская правда»

Главная / Статьи / Камиль Козаев: «Желаю всем архитекторам иметь такой объект для свободного творчества, как «Маска Скорби»
08.09.2017 15:56
  • 38
  • 1

Категории:

Камиль Козаев: «Желаю всем архитекторам иметь такой объект для свободного творчества, как «Маска Скорби»

Сегодня архитектор Козаев считает, что из такого уютного и ухоженного города, как Магадан, незачем уезжать.

Больше двух десятков лет магаданцы созерцают монумент «Маска Скорби» на сопке Крутой. Архитектурный ансамбль дополняет комплекс Свято-Троицкого кафедрального собора с золотыми куполами. Они напоминают нам, что мы живем на земле, пропитанной золотом и горькими слезами, кровью жертв сталинских репрессий. «Маска Скорби» и собор стали символами покаяния, и мы уже не представляем Магадан без монолитов, что виднеются изо всех точек города в любую погоду.

Сегодня «Маска» - один из главных символов Магадана, но мало кто знает, с каким трудом этот объект создавался.

«Идея принадлежит сумасшедшим!»

В августе архитектор монумента Камиль Козаев приезжал в Магадан на открытие Третьего фестиваля «Колымского братства» в составе землячества «Северное притяжение». Он сообщил, что в ближайшее время по согласованию с мэром города Юрием Гришаном начнутся работы, которые вернут мемориалу первоначальный авторский замысел, в свое время одобренный магаданцами.
- Будет произведена отделка всей поверхности монумента мелкой гранитной крошкой, — объясняет Камиль Тагирович. — В итоге «Маска» станет, как и задумывалось, серой, но не бетонной, а шероховато-гранитной, под стать валунам, образовавшим постамент-воронку вокруг нее и находящимся на склоне сопки. Все задуманное опять станет цельным и монументальным. Над крестом установят более мощное освещение лампой желтого света. Обратная сторона «Маски», что видна с трассы при подъезде к городу, будет освещена прожектором.
…В один из вечеров общественная организация «Молодежный меридиан», туристский информационный центр и студия «Северный ветер» пригласили Камиля Козаева на творческую встречу. Волнуясь, архитектор вспоминал, как возникла идея создания монумента жертвам политических репрессий, как шло его сооружение:
- Обратиться к всемирно известному скульптору, проживающему в Нью-Йорке, Эрнсту Неизвестному предложил председатель магаданского отделения общества «Мемориал» Мирон Этлис председателю горисполкома Геннадию Дорофееву. И вскоре проект, названный «Маска Скорби», представили на расширенном заседании Магаданского горисполкома с участием общественности. Проект приняли. Мирон Маркович познакомил меня с Эрнстом Иосифовичем, и мы вместе взялись за проект.
- Но какое было сложное для России и Магадана время! Тяжелые 1990-е годы. Город не мог вложить деньги в проект — их не было. Эрнст Неизвестный отказался от гонорара. Скульптор прилетал несколько раз за свой счет из Нью-Йорка в Екатеринбург, чтобы лепить в глине «Маску Скорби». Возведение мемориала, как ни странно, осуществили вопреки времени, — продолжил Камиль Козаев. — Тогда люди месяцами не получали зарплату, полки магазинов были пусты, инфляция «съедала» деньги. Но строительство грандиозного памятника осуществилось! На пресс-конференции в Москве Эрнсту Иосифовичу задали вопрос: «Почему в Воркуте и Екатеринбурге не построили задуманные монументы?». На это он ответил: «Я верю в народ, еще больше — в одного сумасшедшего из народа. Так вот, в Магадане я встретил и подружился с такими сумасшедшими, а в других городах таких я не встретил».

Как и было задумано

Как соавтор гениального скульптора Камиль Козаев считает, что в Магадане удалось воплотить все задуманное Эрнстом Иосифовичем. Мемориал включает в себя монумент как главную доминанту и весь антураж, подчиненный ему.
- «Маска» получилась такой, какой Эрнст Неизвестный задумал ее еще 40 лет назад. Узкая, по мавзолейному принципу лестница, блок памяти в левом полушарии, слезы-маски, отображающие бесконечную скорбь. Я предложил воспользоваться лестницей и войти внутрь скульптуры, организовав в ней камеру-одиночку, как в лагерных бараках усиленного режима, — рассказывает Камиль Козаев. — Каждый посетитель, пройдя через эту камеру, на секунду почувствует себя заключенным. Неизвестный согласился. Элементы музейной комнаты и камеры с решетками, одеждой, полуистлевшей обувью привезли из брошенных лагерей сотрудники Магаданского областного краеведческого музея, организовав по моей просьбе специальную экспедицию.
Место для мемориала выбирал Камиль Тагирович. Сопка Крутая оказалась наиболее подходящей для скорбного и величественного монумента. К «Маске» надо специально приехать поклониться тем, кто прошел круги ада. У подножия Крутой была печально знаменитая пересылка, через которую прошли все заключенные Колымы. Задача архитектора состояла в том, чтобы подобрать среду, соответствующую грандиозному замыслу. Скудный каменистый ландшафт отвечает задумке: лагеря в оазисах не строили. Вся территория Крутой — составная часть мемориала. И снова архитектор вспоминает:
- Строили в долг. Дирекции строительства, которую мне пришлось возглавлять, только перед завершением, дойдя до Президента России Бориса Ельцина, удалось получить из федерального бюджета целевое финансирование и расплатиться с рабочими. Возведение монумента требовало огромных усилий. Строители в непогоду по сугробам поднимались на стройку пешком, потому что не успевали расчищать дорогу после ночных метелей. Только родившиеся или долго живущие в Магадане могли пойти на эту уникальную стройку, которой руководил Виктор Головань. Помню, как самый молодой строитель в бригаде Эдик Орлов, только что вернувшийся из армии, отказался переходить в высокооплачиваемую бригаду на объект «Кубаки», заявив, что он сооружает «Маску» в память о репрессированном деде.

Каждый несет свой крест…

- Вокруг монумента шли споры. Верующим не понравился искаженный канонический крест. Эрнст мне как-то сказал на это: «Старик, я не настолько верующий, чтобы изваять каноническое распятие. Это моя скульптура, говорящая о том, что каждый несет свой крест. А сжатые кулаки, поджатые ноги и истошный крик говорят о том, какой крест несли политические заключенные». Эрнст Иосифович прошел фронт, чудом выжил после смертельного ранения. Домой матери Неизвестного приходили похоронки на сына, — рассказал Камиль Козаев.
Собравшаяся на встречу молодежь с замиранием сердца слушала рассказ архитектора, пронизанный болью и любовью к прошлому Колымы и Магадана, заряженный особой духовной аурой:
- Духовность — от слов дух, душа. Город состоит из множества наших душ. Каковы они, таков и Магадан. Через Колыму прошел весь цвет страны. Многие после освобождения остались здесь и вместе с первооткрывателями заложили основу культурного слоя Магадана. В 1980-х был создан клуб творческой интеллигенции при областной библиотеке им. А. С. Пушкина. Какие познавательные вечера проводили с актерами, писателями, художниками! Это были взаимно обогащающие встречи. Часто обсуждение новинок переносилось в квартиры и продолжалось до утра. Это люди-самородки, подарившие золотые годы Магадану!
Не все, наверно, знают, что по существующим нормам в городах численностью 100 — 150 тысяч жителей театры не предусмотрены. Но к Магадану это не относилось. У нас еще до официального образования города был построен музыкально-драматический театр, а в 1979-м — кукольный, к нему Камиль Козаев имеет прямое отношение как архитектор.

Что значило «облучиться»?

- Инициатором строительства театра для детей стал Геннадий Дорофеев. Проект разрабатывал ваш покорный слуга. Считаю магаданцев тех лет, да и сегодняшних тоже, большими театралами. Еще они страстные книголюбы, в те годы бытовало слово «облучиться», то есть купить книги в магазине «Луч». Активными участниками культурной жизни города были преподаватели музыкальных школ и училищ, творческие коллективы. Огромное количество людей вносило лепту в культурную жизнь. Душой интеллигенции была легендарная Нина Львовна Кошелева, директор библиотеки им. А. С. Пушкина. Мы, архитекторы, понимали, что должны сохранить ауру города, созданную зодчими-сидельцами, — подчеркнул Камиль Тагирович.
Первый генеральный план областного центра и сама архитектура первых каменных зданий создавалась ими. Это здания на улицах Ленина, Портовой, переулках Горького, а также Дворец спорта, музыкально-драматический театр — вот история и лицо Магадана. Надо бережно сохранять эту красоту.
В конце 1980-х инициировал проект по сохранению исторических зданий центра города, а затем по обустройству пешеходного бульвара от Комсомольской площади до улицы Пролетарской. В конце 1970-х внес предложение главному архитектору города Константину Васильеву о цветовом решении фасадов домов центральных улиц. Магаданцы испытывают цветовой голод, ведь у нас большую часть года — зима, преобладает белый цвет. Тогда это решение поддержали.
В дни, когда в Магадане гостили земляки «Северного притяжения», проходило заседание межведомственной группы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. На нем принято решение включить мемориал «Маска Скорби» в реестр памятников федерального значения. Планируется создание экспозиции в здании бывшей пересыльной тюрьмы у подножия сопки Крутой. Все как задумывали скульптор Эрнст Неизвестный и архитектор Камиль Козаев.
Со временем на склоне сопки появится музей, экспонаты которого дополнят рассказ о прошлом территории. И туристы, которые станут приезжать в город, больше узнают об истории Магадана и Колымы. Прощаясь, архитектор сказал, что все колымчане, кто по тем или иным причинам покидает город, расстаются с ним с болью, но она приглушается, когда на новом месте встречают магаданцев. Общение с северянами в Москве в землячестве, которое собирает на различные встречи, бальзам на душу.
- Нынешний Магадан ухожен, освещены улицы, скверы, он становится более уютным, — прощаясь, говорит Камиль Козаев. — А из уютного города незачем уезжать. Хочу, чтобы горожане свято хранили многолетние традиции и душу любимого Магадана. Я желаю всем архитекторам иметь такой объект для свободного творчества, как «Маска Скорби»!

Автор: Марина ПРАСКОВА.
Фото Расула МЕСЯГУТОВА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх